Страница дефектолога

ГРАФІК ПРАВЯДЗЕННЯ КАНСУЛЬТАЦЫЙ

НАСТАЎНІКА-ДЭФЕКТОЛАГА,

 2023/2024 НАВ. ГОД

 

 

АДРАСАТ

 

ДЗЕНЬ ТЫДНЯ

ЧАС ПРАВЯДЗЕННЯ

ПЕДАГАГІЧНЫЯ РАБОТНІКІ

 

 

 

 

АПОШНІ АЎТОРАК МЕСЯЦА

 

 

 

16.00 – 16.30

БАЦЬКІ

 

НАВУЧЭНЦЫ, ЯКІЯ НЕ ЗАЛІЧАНЫ Ў ПУНКТ КАРЭКЦЫЙНА-ПЕДАГАГІЧНАЙ ДАПАМОГІ

 

I.              Кансультатыўная дзейнасць

Мэта: правядзенне асветніцкай работы сярод педагагічных работнікаў і бацькоў па пытанням навучання, выхавання і развіцця дзяцей з АПФР. Фарміраванне пазітыўнай грамадскай думкі ў адносінах да выхаванцаў з АПФР, паляпшэнне іх маральна-псіхалагічнага становішча ў сям’і, калектыве, грамадстве праз арганізацыю інфармацыйна-асветніцкай работы

 

З педагогамі:

- “Аб арганізацыі карэкцыйна-педагагічнай дапамогі дзецям з АПФР пры атрыманні імі агульнай сярэдняй і дашкольнай адукацыі ў 2023/2024 нав. годзе”

- “Моўнае развіцце дашкольніка: пытанні, праблемы, рашэнні”

- “Псіхолага-педагагічная карэкцыя пры парушэннях вучэбнай дзейнасці”

- “Фарміраванне навыкаў чытання і пісьма”

- “Развіцце эмацыянальнай сферы ў дзяцей з АПФР”

- “ Пераадоленне парушэнняў складавай структуры слова ў дзяцей”

- “ Фарміраванне моўнага слыху”

- “Цяжкасці ў засваенні дзецьмі з АПФР звязнай мовы”

- “Лагарытмічныя гульні і практыкаванні”

- “Вынікі абследавання дзяцей”

 

верасень

         

верасень

кастрычнік

лістапад

снежань

студзень

люты

сакавік

красавік

май

 

 

З бацькамі:

- “Прычыны парушэння гукавымаўлення”

- “Метады і прыёмы навучання граматычна правільнай мове” -“ Гульні і практыкаванні для развіцця складавага аналізу”

-“Развіцце і ўдасканаленне прасторавага ўспрымання і аналіза, прасторавых уяўленняў”

-“Прафілактыка затрымкі моўнага развіцця ў дзяцей ранняга ўзросту”

-“Гульня як сродак сацыяльнай адаптацыі”

-“Калі дзіця з АПФР. Карэкцыя эмацыянальна-асобаснай сферы”

-“Развіцце інтэлекту метадамі кінезіялогіі”

-“ Рыхтуемся да школы”

 

верасень

кастрычнік

лістапад

снежань

студзень

люты

сакавік

красавік

май

 

 

бацькоўскі сход

 

 

 

 

 

 

практыкум

бацькоўскі сход

 

 

 

Рекомендации  родителям детей с дисграфией

 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

 3. Хвалите  ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке

 Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок.

Как научить

 Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В клеточку  переписывается каждый день  абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно , переписывается по клеточкам ,по одной букве в клеточку ,буква должна занимать клетку целиком.

 Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой! В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным.

 Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

Несколько упражнений ,которые помогут в преодолении дисграфии.

 данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение "Корректурная правка".

 Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух".

 Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

 То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

 Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).

 Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".

 Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

 Например:

 К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.

 Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

 


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ЭТО ВАЖНО!

(не пугайтесь объёма изложенного материала)

 

Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание. Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

 

На что нужно обратить особое внимание:

  • Если Ваш ребенок левша.
  • Если он - переученный правша.
  • Если Ваш ребенок посещал занятия дефектолога.
  • Если в семье говорят на двух или более языках.
  • Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  • Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  • Смешение букв по оптическому сходству: т-п, б-д, а-о, е-з, д-у.
  • Неправильное произношение звуков речикоторое отражается на письме: ребенок пишет слова так , как он их произносит: лека (река), суба (шуба), ыба(рыба).
  • При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  • Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и т.д. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
  • Искажения структуры предложенияпричиной которых является несформированность лексико-грамматической стороны речи. 
  • Аграмматизм на письме.

 

Нарушения и рекомендации:

  1. Пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам(б-п, г-к, и др.):
  • Работа по развитию навыков анализа и синтеза на слух речевых звуков(фонематический слух)
  • «Куда причалят лодки»-юбка, репка, кнопка, кепка, грибки и т.д. Доказать правильность своих действий подбором проверочного слова.
  • «Подарки для Жени и Шуры»- чашка, ложка, книжка, катушка, флажки, кошка, пирожки и т.д.
  • «Путаница»-н-р: Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.
  • «Слово рассыпалось»- из букв собрать слово-н-р:винад- диван
  • «Собери слово»- из слогов-н-р:босака- собака
  • «Пирамида»- количество слогов-н-р:гусь, рыба, малина.
  • «Цепочка слов»- выделить последний звук и придумать свое на этот звук.
  • «Одними словами о разном»- голосом выделять каждое слово. Одни и те же слова звучат по разному в зависимости от интонации и смыслового ударения. Н-р: РЫЖАЯ кошка спит на окошке. Рыжая КОШКА спит на окошке. И т.д.
  • «Доскажи словечко»- Сам он весит десять тонн, а зовут беднягу…

 

  1. Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.):
  • Упражнения для развития артикуляторных движений.
  • Скороговорки.
  • Письмо под диктовку.
  • Письмо «зажав язык» или «открыв рот»
  • Вставь в слово пропущенную букву.
  • Кроссворды.

 

  1. Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных:
  • Упражнения на произнесение трудных словосочетаний.
  • Скороговорки.
  • Письменные упражнения с опорой на наглядный материал.
  • Одновременно со взрослым произносить и писать слова, предложения.
  • Кроссворды.

 

  1. Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы:
  • Упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Игры на развитие пространственного восприятия(лево-право, верх-низ)
  • Письмо по трафаретам.
  • Умение печатать на компьютере.
  • Книжки-прописи, книжки-раскраски.

 

  1. Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова:
  • Игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства схемы тела.
  • «Отгадай и напиши букву»
  • «Собери картинку»
  • Кроссворды.

 

  1. Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы:
  • Произнесение звука с попыткой его написать, нарисовать.
  • Письмо по трафаретам, прописи, книжки-раскраски, рисование.
  • «Вставь букву»-подписи под рисунками.
  • Кроссворды.

 

  1. Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, аграмматизмы на письме.
  • «Наоборот»-слова-антонимы
  • «Назови иначе» Н-р: дом- хижина, терем, замок, дворец, жилище, здание. Товарищ-приятель, друг, сверстник, знакомый. Храбрый- отважный, смелый, геройский. Красный- алый, пурпурный, розовый, кровавый, бордовый и т.д.
  • «Скажи ласково»- кот, котик, котенок, котишко.
  • «Один- много»- ручей - ручьи, ухо -уши, нос -носы и т.д.
  • «Из чего сделан?»-деревянный, снежная, глиняная и т.д.
  • «Профессии»- стекольщик, крановщик, дворник, продавец.
  • «Чего не стало?»-ухо –уха, уши –ушей, яблоки –яблок, карандаши –карандашей.

 

Дисграфия, как и многие другие проблемы, требует комплексного подхода. 
Многолетняя педагогическая практика в школе показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дислексией, дисграфией, обращаются за помощью тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой. Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении  автоматически не компенсируются в старшем возрасте. А возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка  дает более быструю положительную динамику. Главное, не опускайте руки. Ребенку с дисграфическими нарушениями можно помочь. Но это потребует много времени и внимания.

 

Изображение

Как выявить нарушения письменной речи у детей начальных классов

  Нарушения речи – распространенное явление среди дошкольников, школьников. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешает развитию природных способностей и интеллекта.

   Трудности при усвоении школьной программы испытывают многие дети. Особенно часты нарушения, как в письменной, так и в устной речи. 

   Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи, детского сада и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их. Просматривая тетради школьников, я обнаружила ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей, обучающихся в начальной школе. 

   Типология специфических ошибок на письме.

1. О ш и б к и на уровне буквы и слога

Ошибки звукового анализа:

  • пропуски /зимука – зимушка, похлодало - похолодало/
  • перестановки /снежным корвом/
  • вставки /декабарь – декабрь, девочонки – девчонки

Ошибки фонематического восприятия:

  • смешение букв по акустико – артикуляционному сходству /дедошка, вертолот, тавно , фисит, вонарь/

Смешение букв по кинетическому сходству / тетродь, рыдоловы,габота/

Персеверация / застревание/:

  • в пределах слова / магазим, на нашиме/
  • в пределах словосочетания / У молодого майца.
  • в пределах предложения /Аня посадила арис. Кактус у Кани./

Антиципация / упреждение, предвосхищение/

  • в пределах слова / деверья, родмыми/
  • -в пределах словосочетания, предложения / жухчат ручейки, жалоб

2. О ш и б к и на уровне слова

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку /ваквариуме, на ступила, в зяла, подороге./.

Контаминации стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима/

Нарушение функции словообразования / ледик, ногища, лисовый хвост

  1. О ш и б к и на уровне предложения.

Отсутствие обозначения границ предложений /заглавных букв, точек/

Аграмматизм  нарушение связи слов в предложении / на ветки деревьях, упал с санки, большой самосвала, я буду сделаю. Дети собирает цветы.

ВЫВОД: с помощью такой дифференциации ошибок учителя начальных классов и родители сами могут выявить детей, требующих логопедической помощи.

ОДНАКО: необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.

  Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне

   Дети знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами образования звуков речи, познают взаимосвязь между буквой и звуком. У них формируется понятие о букве как о графическом образе звука.

   Большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство /л-м, п-т, и-ш, и-щ, ц-щ, б-д, в – д, у –ч, г-р/.

   Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство / в первую очередь гласных первого и второго ряда/. Дети знакомятся с обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда / е, е, ю, я, и / и мягкого знака.

   Первый этап коррекционной работы завершается дифференциацией согласных звуков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и различия.

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне

Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса. Школьники получают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, устраивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксальным, суффиксально- префиксальным, учатся подбирать родственные слова.

   Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне

   Третий этап начинается с работы над предложением. У детей формируется навык определения количества и последовательности слов в предложении, навык смыслового, интонационного и грамматического оформления, они учатся правильно согласовывать различные части речи.

  Немаловажное значение отводится работе с предлогами.

  На всех этапах коррекции ведется работа над формированием связной речи.

  Итоговый контроль включает следующие проверочные работы: слуховые диктанты, письмо по памяти, списывание с печатного и рукописного текстов, грамматические задания по изученным темам. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании.

  Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Желаем успехов!

 

 

Советы по проведению логопедических упражнений дома

(памятка родителям)

 

Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Желаю удачи!

 

 

Ум на кончиках пальцев

Рекомендации по развитию мелкой моторики

(памятка родителям)

 

Рекомендации логопеда

1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.

2. Игры и игровые приемы.

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

УСПЕХОВ ВАМ В РАБОТЕ С РЕБЁНКОМ!

 

 

Роль пространственных представлений ребенка в процессе школьного обучения

Пространственные представления - это представления о про­странственных и пространственно-временных свойствах и от­ношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
         Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными простран­ственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соот­ношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

           При изучении математики пространственные представле­ния нам нужны для:

  • понимания разрядного строения числа (15 и 51 различают­ся только «местом» входящих в их состав цифр);
  • понимания отношений сравнения (больше-меньшеближе-дальшераньше-позже);
  • правильного, незеркального, написания пространственно сходных цифр (6 и 9);
  • вектора направления счетных операций (сложение-вычитание);
  • представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве;
  • понимания условий задачи: часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных входящих в ее состав условий (напри­мер, ша столько-то больше» или «во столько-то больше»). В данном случае ребенок может знать все правила и алгоритмы решения, но не понимать условий задач на нахождение веса, скорости, расстоя­ний, части от целого и т, д.;
  • операций с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции;
  • работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом).

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:

  • графически-пространственный образ буквы, который яв­ляется основой овладения навыками письма и чтения (например, правильное написание и узнавание прописных букв б и д, которые отличаются только положением крючочка, — вверх или вниз; «ш» и «и» (сколько крючочков — два или три); правильное, незер­кальное написание (буквы эзс));
  • для полноценного овладения письмом ребенку необходи­мо взаимно трансформировать пространственную последователь­ность графических знаков и временную последовательность звуко­вых комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове);
  • пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я сделал раньше?» и т. д.

У детей с несформированностью пространственных пред­ставлений обычно беспорядок в тетрадях: они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существи­тельное с предлогом (например, «наполу» или «надстолом»), не со­блюдают правил переноса.

Про­странственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во вну­треннем планеи так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире.

Сложнейший механизм развития пространственных пред­ставлений начинается еще в самом раннем детстве и формиру­ется постепенно. Формирование пространственных представле­ний связано с использованием разных систем ориентации в про­странстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее есте­ственной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Освоение пространствен­ных характеристик среды осуществляется на основе представле­ний о схеме собственного тела и двигательной активности в ре­альном, жизненном, заданном пространстве. Развитие идет от головы к рукам и в дальнейшем — к туловищу и к ногам, вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем — по отношению к телу в целом и только после этого — относительно собственных рук.

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве. Мы воспринимаем пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Вот почему пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт ребенка, углубляются его знания об окружающем мире, расширяется сфера его практической деятельности.

Сначала начинает формироваться представление о собственном теле (соматотопические представления) и о расположении внешних объ­ектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и расслабления мышц, ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым. Ребенок начинает пони­мать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело, то есть вследствие превращения телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое. Когда ма­лыш еще только тянется к погремушке, у него начинает форми­роваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает склады­ваться представление о правом и левом, т. е. продолжает формиро­ваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формиро­вания различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

С появлением речи становится возможным вербальное обо­значение пространственных отношений и понимание слов «даль­ше», «вверху», «сзади» и т. п. сначала по отношению к себе, а потом по отношению к другим объектам. С появлением в активном слова­ре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «дале­ко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются простран­ственные представления.

На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схема­тичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок на­чинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.

Последний этап формирования пространственных пред­ставлений включает в себя ориентацию в так называемом квази­пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например нотная запись, представ­ления о времени, понимание логико-грамматических конструкций («собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»).

Перечисленные уровни не просто надстра­иваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций: праксиса (адекватно координированное действие, сопровождающее­ся развернутым контролем),гнозиса (процесс опознания стиму­лов разной модальности), устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.

Рассмотрим какую роль играет пространственный фактор при развитии памяти?

Говоря об информации, хранящейся в памяти, мы, так или иначе, отдаем себе отчет в том, что она не хранится там как попало, и извлекаем мы ее из своей памяти совсем не так, как извлекают­ся вслепую бочонки из мешочка при игре в лото. Выбирая нужную информацию, мы должны попасть в определенную точку простран­ства своей памяти.

Важное место занимает пространственный фактор и при развитии восприятия. Не секрет, что для получения более пол­ной картины восприятия лучше потрогать воспринимаемый предмет, пощупать его, прикоснуться к нему. У детей тактильно-пространственное восприятие представлено в жизни довольно ин­тенсивно. Например, из логопедической практики известно, что при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв.

Таким образом, чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется», «станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на письме). Более того, если ребенку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, то сложности могут возникнуть и при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т.д. Поэтому, чтобы в школе не было проблем, стоит уже сейчас уделить внимание играм, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления.

Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как «Кубики Кооса», «Разрезные картинки», «Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», нейропсихологические пробы и тесты. Практически каждая психологическая методика может дать определенную информацию о сформированности того или иного уровня пространственных представлений.

                

«Странные» ошибки при письме

   К педагогам часто обращаются отчаявшиеся родители: «Наш ребёнок делает странные ошибки: слова переставляет, буквы путает, пропускает, наверное, это из-за невнимательности. Дома очень много пишем, тренируемся, но всё хуже и хуже. Не знаем, как быть? Учительница сказала, что это логопатические ошибки, и надо обратиться в ваш Центр «Успех» к логопеду. Но он же всё хорошо выговаривает?»

Ребёнок-второклассник вздыхает: «Опять писать будем?» Начинает старательно выводить буквы. Мама всё время напоминает ему: «Сядь ровно, как ручку держишь? Не отвлекайся, сейчас опять ошибок наделаешь!» Конечно, такая «помощь» не выручает. И в итоге - ошибки дисграфического характера: недостатки сформированности письменной речи. С этой проблемой ребёнку с помощью мамы не справиться. Нужны логопедические занятия по развитию письменной речи.

 

Что такое дисграфия, или недостатки сформированности письменной речи?
Почему они случаются, в чём проявляются?

Формирование письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью. Если работа какого-то анализатора грубо нарушена, на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.

Какие же причины приводят к задержке формирования процесса письма?

Огромное значение для овладения процессом письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.

Нарушение письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время  эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

Причиной нарушения письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят "мямли" или "еле языком ворочает").
Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и, действительно, невнимательности.

 

Какие же ошибки должны привлечь наше внимание в первую очередь?

Существует несколько видов недостатков письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

1. Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск гласных, согласных в стечениях согласных букв, перестановка, вставка, недописывание букв, искажение слова, замена одной буквы на другую (парные звонкие и глухие согласные в четкой позиции, лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю, заднеязычные Г-К-X, сонорные Р-Л, Й-Ль, свистящие и шипящие С-Ш, 3-Ж, Сь-Щ, аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ть, Ц-Т, Ц-С, нарушение смягчения согласных - василки (васильки), смали (смяли), кон (конь), пропуск разделительных Ь и Ъ.


Смешение букв по кинетическому сходству:

о - а

бонт, куполся, ураки, рабата и т.п. в ударной позиции...

б - д

людит, рыдоловы, убача, мебведъ...

и - у

прурода, криглый, дедишка, пула ...

п - т

стасли, спанция, шатка, пемнеет...

х - ж

можнатые, дорохки, поймал еха, ледожод...

л - м

феврамь, кмюч, весемо, из серых скам ...

Г - Р

Гечка, Габота над ошибками, Ролова, Ролод...

2. Ошибки на уровне слова.

  • слитное написание слов и их произвольное деление: нас тупила, виситнастене...,
  • смещение границ слов: у дедмо Рза (у деда Мороза),
  • морфемный аграмматизм- ошибки в словообразовании: рука-рукища, лисичий хвост, ветерный день, силънеет греет солнышко, лиса присторожиласъ...

 

3. Ошибки на уровне предложения:

  • отсутствие заглавных букв и точек,
  • аграмматизмы — нарушение связи слов: согласования и управления
  • (Дети сидели на болъшими стулъя. Саша и Лена бегает.),
  • опускание, замена, реже - удваивание предлогов: вызвал доске, играю из
  • девочкой, в прохладную воду в светлой реки...

Учитель - первый человек, который может заметить эти специфичные ошибки и отправить на консультацию к логопеду. Обязательно последуйте его совету. Чем раньше начнётся помощь, тем больше шансов на полную коррекцию проблемы. Родители, чьи дети начали заниматься у логопеда, должны поддерживать с ним постоянный контакт, оказывать ему содействие в работе.

Интернет-ресурсы: