Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь

Рекомендации родителям по взаимодействию с подростками: 

  1. С подростком важно поддерживать доверительные отношения. Принимайте вашего ребёнка таким, каким он является.
  2. Будьте терпеливы и терпимы, общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, сотрудничайте.  
  3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.
  4. Делайте так, чтобы подросток чувствовал себя полноправным членом семьи, мнение которого учитывается и принимается.
  5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам»,  доверять секреты (ПОМНИТЕ, что ваш ребёнок не обязан вам сообщать обо всех секретах – если он вам не хочет рассказывать их, примите это и не заставляйте). Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами (а лучше вообще давать совет только в том случае, если сам ребёнок в этом нуждается), умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.
  6. Пересмотрите и обсудите с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше. Создайте свод правил и санкций для подростка (совместно с ним) и запишите (желательно рукой самого ребёнка и в письменном варианте).
  7. Проявите интерес, проявите уважение к увлечениям вашего ребёнка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя.
  8.  Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.
  9. Планируйте и проводите совместный досуг (учитывая мнение ребёнка). Будьте готовы к отказам (не критикуйте его за это).
  10. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с ребёнком о его друзьях.
  11. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.
  12. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.
  13. Научите подростка брать на себя ответственность за поступки (как негативного, так и положительного плана).
  14. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей (ПОМНИТЕ, в связи с темпераментными и характерологическими особенностями не каждый подросток может составлять планы).
  15. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.
  16. Уважайте личное пространство подростка (обговорите, необходимо ли стучаться, когда входишь в комнату к нему), не заглядывайте в его личный дневник, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.
  17. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.
  18. Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.
  19. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

ПОМНИТЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ БУДЕТЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ, ПРИНИМАТЬ, ОБЩАТЬСЯ, СОТРУДНИЧАТЬ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЕТ КТО-ТО ДРУГОЙ, И КТО ЗНАЕТ, ВОЗМОЖНО, ЭТО ОКАЖЕТСЯ «ПЛОХАЯ КОМПАНИЯ». ОЧЕНЬ МНОГОЕ НАХОДИТСЯ В ВАШИХ РУКАХ. ЛЮБИТЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА.

 


Диагностика и профилактика насилия в школе

На территории школы возможны такие ситуации, когда ученики подвергаются со стороны других учеников или педагогов школы негативному воздействию, которое доставляет ребёнку дискомфорт.

Такой дискомфорт  возможен в двух случаях: «здоровый» дискомфорт – проявляется тогда, когда ребёнок сам является причиной дискомфорта – получил плохую оценку, случайно разбил вазу.

Однако существуют такие ситуации, которые неподвластны самому ребёнку (зачастую), и ему начинают причинять дискомфорт другие люди, проявляя по отношению к нему агрессивное поведение.

Агрессивное поведение – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам поведения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

В школьной среде существуют три формы насилия.

Буллинг – это насилие со стороны одного человека по отношению к другому человеку.

Моббинг – это насилие со стороны группы людей (3 и более человека).

Кибербуллинг – насилие в просторах интернета.

В последнее время преобладает новая форма школьной травли – секстинг – это пересылка через интернет или Bluetooth-гарнитуры фотографий, содержащих интимный контекст.

Отличительные признаки насилия у детей:

  • различия в формах проявления у представителей мужского и женского пола;
  • особенности проявления насилия у мальчиков связаны с мальчишеской нормативной культурой (воспитание мальчиков как самцов, добытчиков);
  • насилие у представителей мужского пола прежде всего связано с борьбой за власть;
  • насилие со стороны девочек более персонализировано, психологически направлено и гораздо более эмоционально;
  • девочкам в силу гендерных особенностей труднее справляться с проблемой насилия.

В системе насилия выделено 4 типа субъектов.

Первый тип – «зачинщик» (активные, общительные дети; лидеры; агрессивные дети; дети, которые стремятся привлечь к себе внимание; дети с чувством собственного превосходства над другими; эгоцентристы (я важнее всех на свете); дети-максималисты).

Второй тип – «жертва» (с необычной внешностью, страдающий энурезом, тихий и слабый, не умеющий постоять за себя, неопрятно одетый, часто пропускающий занятия, неуспешный в учёбе, слишком опекаемый родителями, не умеющий общаться).

Третий тип – «преследователь» («зачинщика») – подвержен стадному чувству, стремится заслужить расположение лидера, принимает участие в травле от скуки, ради забавы, травит изгоя из страха самому оказаться на месте жертвы, самоутверждается.

Четвёртый тип – «сторонние наблюдатели» (люди, которые не предпринимают никаких действий при совершении насилия, зачастую к ним относятся и учителя).

Механизм травли состоит в следующем: «зачинщик» совершает насилие над «жертвой», к нему присоединяются другие люди, а остальные на это смотрят и ничего не предпринимают.

Основной вид насилия – это моральное насилие, реже – физическое насилие.

Виды морального насилия: угрозы физической расправой, шантаж, ругань (в том числе и оскорбления).

Причины оскорбления:

  • агрессия;
  • желание привлечь внимание;
  • игра;
  • провокация;
  • шутка;
  • самоутверждение;
  • месть.

К сожалению, травля существовала всегда. И полностью искоренить её невозможно. Однако часть людей считают, что таким образом проверяется «психологическая готовность» человека. Если ребёнок выдержал такого рода «испытания», то в будущем ему будет хорошо, если не выдержал – значит, «слабак». Такова логика людей, которые сами используют моральное насилие, или же использовали его ранее.

Школьную травлю ни в коем случае нельзя поощрять. Зачастую сам ребёнок может её прекратить (к сожалению, не каждый ребёнок готов обратиться за помощью к взрослому и не каждый ребёнок может помочь со школьной травлей).

Ребёнок может самостоятельно помочь себе в борьбе против агрессора:

  • никак не реагировать (не обращать внимания). Сделать это довольно сложно, но иногда это очень эффективно. Например, ребёнка называют плохими словами, а он на это просто не реагирует, пока к нему не обратятся по имени;
  • добавить в «чёрный список» - у современного подростка есть наушники, в которых он слушает любимую музыку (такой способ не решит проблему, но по крайней мере даст ребёнку не слышать оскорбления в свой адрес);
  • согласиться с оскорблением. Не каждый ребёнок способен на оскорбление в свой адрес отвечать «хорошо, я такой, дальше что?» и таким образом отвечать на любое оскорбление;
  • отреагировать нестандартно. Ребёнок, который оскорбляет, всегда ждёт реакцию (злость, обиду, оскорбления в ответ). К примеру, если ребёнка обзывают, он может показывать радостное удивление и восклицать «ух ты». Можно посмеяться вместе со всеми. Нужна любая нестандартная реакция, которая не будет доставлять удовольствие агрессору;
  • объясниться. Ребёнок, которого обидели, может спокойно объяснить, что ему не нравится такое обращение, что он не будет общаться и дружить с этим человеком. Спросить, почему он хочет его обидеть;
  • не поддаваться на провокацию. Если ребёнка оскорбляют, а он пытается ответить (ударить, показать свою злость), таким поведением он доставляет удовольствие обидчику. Можно сказать таким людям: «Ребята, я устал, дайте мне, пожалуйста, отдохнуть»;
  • не позволять собой манипулировать. Дети часто берут «на слабо» своих товарищей, и если те отказываются выполнять обещанное, их называют «трусом», «хлюпиком». Не позволяйте, чтобы вашим ребёнком манипулировали, он не должен делать то, что ему не хочется или не нравится.

Если детям, которые подверглись агрессии, не оказать своевременную помощь, они могут проявлять признаки дивергентного поведения: ложь, хвастовство, воровство.

Если Ваш ребёнок сообщил Вам, что его в школе оскорбляют на постоянной основе, то в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ возьмите себя в руки и не бегите разбираться в школу, показывая всем, как Вы умеете громко кричать, ругаться, неадекватно себя вести. Ваша задача состоит не в том, чтобы наказать обидчика, а в том, чтобы защитить Вашего ребёнка и научить его постоять за себя. А для этого нужно Ваше спокойствие. Отнеситесь к ребёнку серьёзно (НИ В КОЁМ СЛУЧАЕ НЕ ГОВОРИТЕ РЕБЁНКУ, ЧТО ОН САМ ВИНОВАТ). Выясните, что ребёнок чувствует, как он к этому относится. Примите его эмоции. Скажите ему такие фразы: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал». «Я тебе верю». «Я буду тебе помогать». Отвечайте на вопросы ребёнка и постарайтесь ему помочь преодолеть тревогу. Продумайте и обсудите стратегию помощи по обеспечению безопасности ребёнка.

Научите своего ребёнка вести себя в школе так, чтобы его никто не обижал. Предупреждён – значит, вооружён. Дети, которых родители учили правилам взаимодействия в школе, в 85% случаев не подвергались буллингу.

Вот перечень рекомендаций, чему следует учить детей:

  • будь доброжелателен со всем коллективом;
  • общайся с коллективом ровно и формально вежливо;
  • найди золотую середину между тем, чтобы не выделяться из коллектива и сохранять своё лицо;
  • никогда не унижай своих одноклассников, других учеников школы;
  • не сплетничай;
  • не реагируй злостью на обидные слова;
  • не давай себя в обиду;
  • не игнорируй школьные мероприятия;
  • не огрызайся с учителями;
  • приглашай одноклассников в гости;
  • не ябедничай;
  • не пытайся выделиться среди других, если нет на то каких-либо значимых причин;
  • не хвастайся;
  • научись уважать мнение своих одноклассников, оно может не совпадать с твоим;
  • не подлизывайся к учителям;
  • не дави на жалость, если у тебя имеются какие-либо проблемы;
  • высказывай своё эмоциональное состояние конструктивным путём;
  • используй свой талант на благо класса, школы, чтобы твои одноклассники гордились тобой, а не завидовали;
  • не демонстрируй свою физическую силу без надобности;
  • помогай другим.

Эмоциональный интеллект – что это такое и с чем его едят!

Эмоциональный интеллект – понятие новое, современное. Многие родители знают, что такое интеллект – коэффициент умственных способностей (умные люди). А вот что такое эмоциональный интеллект – родителям неизвестно.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать собственные эмоции, уметь ими управлять, а также понимать эмоции других людей, уметь ими управлять, и контролировать силу возбуждения эмоций.

Понимать собственного ребёнка для родителей чрезвычайно важно. К сожалению, взрослым зачастую не хватает времени на то, чтобы эмоционально общаться со своими детьми. Даже если происходит общение, оно не отличается особым качеством. Стандартное общение мамы (а отцы зачастую вообще не общаются эмоционально с детьми) начинается со слов «Привет. Как дела?» и заканчивается фразой «нормально» или «всё хорошо». Эмоциональная жизнь в семьях скудна и однообразна. А если случается какой-либо поток чрезмерных эмоций, то взрослые причисляют это к нервным срывам или неуравновешенности ребёнка.

Качественное эмоциональное общение в семье влияет на то, что дети, родители которых использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У таких детей лучше складываются отношения с друзьями, у них наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию. Такие дети обладают лучшим эмоциональным здоровьем и испытывают меньше негативных чувств.

Самым важным транслятором эмоций в жизни ребёнка является родитель, и одна из самых важных обязанностей родителя – слУшать собственного ребёнка, причём не только слЫшать его, но и различать то чувство, которое он несёт за своим словом. Разговор об эмоциях способствует приобщению к семейным ценностям. Для того чтобы это произошло, родители должны уважать детские чувства, сопереживать им – чувствовать то, что ощущает ребёнок. Родителям не стоит говорить своим детям, что те должны чувствовать, потому что это учит их не доверять собственным чувствам. Детские эмоции не исчезнут после слов «ты не должен чувствовать» или объяснений, что испытываемая эмоция безосновательна (когда ребёнок говорит, что видел «монстра» в шкафу). ЛЮБЫЕ ЧУВСТВА И ЖЕЛАНИЯ РЕБЁНКА ПРИЕМЛЕМЫ, неприемлемой может быть только форма их подачи, поэтому родителям необходимо установить ограничения на поведение, а не на эмоции или желания.

Эмоциональный интеллект в общении с детьми служит качественной опорой для формирования здоровой полноценной жизни.

Процесс эмоционального общения состоит из 5 этапов (пожалуйста, не ждите, что у Вас всё получится с первого раза, данный процесс сложный и трудоёмкий).

Для начала вы понимаете, какую эмоцию испытывает ребёнок (допустим, ребёнок утром не хочет идти в школу, он испытывает печаль).

Данная эмоция может послужить возможностью для обучения и воспитания (вы сможете модернизировать форму эмоции и её последствия).

Затем вы сочувственно выслушиваете вашего ребёнка и признаете, что такая эмоция существует и её следует признавать (сообщить вашему ребёнку, что вы понимаете его эмоцию).

Помогаете ребёнку найти слова, описывающие эмоцию, которую он испытывает.

Вместе с ребёнком изучаете стратегию решения проблемы, устанавливая её границы.

 

Пример.

Ребёнок не хочет спать.

Мама: Олег, надевай пижаму. Тебе пора идти спать.

Олег: Нет! Я не хочу идти спать.

Мама: Не хочешь идти? Почему?

Олег: Потому что хочу остаться с тобой.

Мама: Хочешь остаться?

Олег: Да, я хочу остаться тут.

Мама: Кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда мне тоже не хочется идти спать, и я бы с удовольствием посмотрела с тобой мультики. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду на работу свежей и бодрой, и я не могу нарушить обещание.

Олег (начинает плакать): Почему не можешь? Это не честно! Я не хочу идти!

Мама: Иди сюда, Олег (обнимает его), прости, дорогой, но мы не можем долго сидеть. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?

Олег: Да.

Мама: И тебе грустно?

Олег: Да.

Мама: Мне тоже грустно (позволяет некоторое время поплакать). Я знаю, что мы будем делать. Давай будем думать о дне, когда нам никуда не надо утром идти, мне на работу, а тебе в школу. Мы сможем провести целый день дома. Можешь придумать что-то, что мы бы делали?

Олег: Готовить пиццу и смотреть сериалы?

Мама: Да, это было бы здорово. Но сейчас настало время идти спать, хорошо?

Олег: Хорошо.

В данном диалоге родитель задавал много уточняющих вопросов, при этом говорил и о своих эмоциях, тем самым показывая ребёнку, что нет запрета на выражение каких-либо эмоций. Практиковаться с ребёнком в эмоциональном общении желательно с самого рождения, и если вы будете воспитывать вашего ребёнка с помощью эмоционального интеллекта – шанс того, что Ваш ребёнок будет эмоционально здоров – довольно-таки высокий.

ТЕБЕ НУЖНА ПОМОЩЬ?

ОБРАЩАЙСЯ!

Берестовицкий районный

 социально-педагогический центр

Директор

СВЕЙКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

7-13-26

Заместитель директора по основной деятельности

БАЛИНСКАЯ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

4-38-31

 

Педагог социальный

ЗЕЛЕНЕВСКАЯ ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА

4-38-31

 

Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Берестовицкого райисполкома

ЛОЗОВИЦКАЯ МАРТА АЛЕКСАНДРОВНА

2-35-47

Главный специалист сектора социальной и

организационно – педагогической работы отдела образования Берестовицкого райисполкома

ГУТОВЕЦ ОЛЬГА РОСТИСЛАВОВНА

43-8-74


 

 

Информация о телефонах доверия,

Центрах дружественного отношения к подросткам


 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ:

- по вопросам сохранения здоровья

- по вопросам безопасного поведения

- по профилактике и лечению инфекций, передающихся половым путём, в том числе ВИЧ/СПИД

- по проблемам курения, наркомании, алкоголизма

- психологическая поддержка в трудной ситуации

Консультирование подростков и молодёжи (бесплатно, анонимно, конфиденциально.)

  

В г. Минске:

Центры дружественного отношения к подросткам

Название

Учреждение 

Адрес

Телефон

ЮНИКС ул. Кунцевщина, 8 , каб. 234

26-я городская поликлиника

 

215 54 38
ДОВЕРИЕ ул. Есенина, 66

8-я городская детская поликлинике

 

272 22 94
УСПЕХ ул. Герасименко, 22-2

23-я городская детская поликлиника

 

242 15 73
ГАЛС ул. Кижеватова, 60

13-я городская детская поликлиника

 

278 41 12
ВМЕСТЕ ул. Никифорова, 5

11-я городская детская поликлиника

 

260 36 39

 



Анонимные подростковые наркологические

консультативные кабинеты:

В г. Гродно на базе детской поликлиники № 3 по адресу: ул. Островского, 17, тел. 72-19-77 функционирует Центр здоровья молодежи «Контакт».

«Телефон доверия» организован в Гродненской области:

№пп

ЛПУ

Адрес

№ телефона

1. УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология» г. Гродно, пр. Космонавтов, 60-6 75 51 04
2. Волковысская ЦРБ

г. Волковыск,

ул. Социалистическая, 64

6 81 16
3.

Вороновская ЦРБ

 

г.п. Вороново, ул. Советская, 71 2 10 67
4.

Зельвенская ЦРБ

 

г.п. Зельва, пер. Больничный 2 56 27
5.

Ивьевская ЦРБ

 

г.п. Ивье, ул. К.Маркса, 65 2 19 44
6.

Лидская ЦРБ

 

г. Лида, ул. Мицкевича,1 2 65 09
7.

Мостовская ЦРБ

 

г. Мосты, ул. Советская, 55 3 30 13
8.

Новогрудская ЦРБ

 

г. Новогрудок, ул. Волчецкого, 53 2 46 53
9.

Островецкая ЦРБ

 

г.п. Островец, ул. Зеленая,15 2 25 97
10.

Ошмянская ЦРБ

 

г. Ошмяны,  ул. Борунская,35 4 50 43
11.

Дятловская ЦРБ

 

г.п. Дятлово ,ул. Свердлова,2 2 19 84
12.

Слонимская ЦРБ

 

г. Слоним, ул. Войкова,51а 3 26 30
13.

Сморгонская ЦРБ

 

г. Сморгонь, пер. Больничный,13 3 76 30
14.

Щучинская ЦРБ

 

г. Щучин, ул. Мичурина,22 2 10 58
15.

Кореличская ЦРБ

 

г.п. Кореличи, ул.8 Марта,60 2 25 13

16.

Берестовицкая ЦРБ г.п. Берестовица, ул. Ленина,10 2 34 72

 

Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия 

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00)

Звонок со стационарного телефона (бесплатно) и с мобильного телефона (оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента)

Памятка. Замещающие родители

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ

 

     Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции – все эти и некоторые другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро. Будет профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем разобраться, чтобы ваш ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.

 

Табакокурение – это проблема.


Конечно проблема, никто с этим не спорит! Да, действительно, никто не спорит, но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение - это такая уж страшная проблема. Мой ребенок курит? Это ужасно! Не смей курить! Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле: покуривает, плохо конечно, но, слава богу, не пьет и не колется, а курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер, беседу, конечно, надо провести, поругать. На самом деле, от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но - посмотрите вокруг - количество курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблемам алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, но призываем также серьезно отнестись к проблеме табакокурения.

 

Мы - не курим.

 

Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, мы и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, эта ответственность предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и, уже повзрослев, начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам.

 

Уважение к некурящим.

 

Но в жизни часто бывает так, как бывает, а не так, как надо, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?

 

Во-первых, не следует прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится, подростки все чувствуют острее взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к Вам, а также подаст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых, и никаких проблем. В такой ситуации следует честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы пробовать бросить курить, и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием Вы не подорвете свой авторитет, а ваши отношения станут более доверительными.

Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить в доме, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по дому пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к некурящим и в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении людей, курить только в отведенных для этого местах, не разбрасывать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что “не курение” - нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, курильщики не являются хозяевами положения.

 

Если Вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решение, но не следует его активно вовлекать в этот процесс (особенно это касается младших подростков), так как такая ситуация может привлечь излишнее количество внимания к проблеме, и спровоцировать интерес.

Если же Вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, Вам нравится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, Вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будем последовательны в своих действиях и словах.

 

Правила для курильщиков.

 

Даже если никто из домашних не курит, у нас могут быть курящие друзья, поэтому в семье должны быть правила относящиеся к курению. Например, даже самые лучшие друзья не могут курить у нас дома.

 

Единая позиция семьи и школы.

 

Вас волнует проблема подросткового курения? Поинтересуйтесь, что делает школа для профилактики табакокурения. Если Вам повезло, и в школе проводится профилактическая работа, узнайте, что именно делается в школе, какова концепция и программа профилактической работы, какие цели ставит перед собой педагогический коллектив, проводя такую работу, и, самое главное, какое содействие Вы можете оказать школе в профилактической работе. Для успешности работы по профилактике курения подростков необходимым условием является общность позиций семьи и школы. Если Вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, Вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка, именно поэтому Ваша заинтересованность и поддержка повысит эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.

 

Поговорите со своим ребенком.

 

Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать? И о чем говорить? А может лучше не говорить об этом вообще? Говорить с ребенком, подростком о курении, конечно, нужно, но соблюдая некоторые условия:

1.разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно “на равных”;

2.нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;

3.нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение, дальнейший разговор строить, апеллируя к знаниям и мнению ребенка;

4.таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

 

Устранение причин курения.

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать.

Причины

Действия

Из любопытства

Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные подростку.

Чтобы казаться взрослее

Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подкорректируйте свое отношение, подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого подросток должен получить больше свобод по сравнению с ребенком.

Подражая моде

Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критично относиться к получаемой из вне информации, расскажите, что во многих развитых странах курение не является модным, а курящие имеют ограничение в правах.

За компанию

Оградить Вашего ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато Вы можете научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.

 

Все то, что поможет Вашему ребенку избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в жизни.

 

Если Ваш ребенок уже курит.

 

Вы узнали, что Ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, т.к. гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информации. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, т.к. избавление от курения требует времени.

Фразы, которые не стоит произносить в разговоре с подростками

 

Реплика

Реакция

Ты еще мал курить!

Отлично, как только вырасту... Хотя я уже взрослый

Чтоб я не видел тебя с сигаретой!

Нет проблем, буду курить в более приятной компании

Курят только глупые люди.

Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят

Не смей курить!!!

Не смейте мне приказывать!!!

Увижу с сигаретой – выгоню из дома!

Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть

Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь.

Это банально, к тому же я не лошадь

Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики

А что, можно попробовать

Учащимся от 16 лет и старше

Наркотики – внутренняя форма рабства
"Тот, кто не умеет сказать нет,                     
должен быть назван рабом".                      
Николя Шамфор                                            
французский писатель, мыслитель,        
афорист                                                            

 

     Нам угрожает беда. Эта беда — наркомания. Еще недавно вести о ней доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год пятерых. Наркомания — болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред. Различия между наркоманией и токсикоманией с медицинской точки зрения нет: тяжелейшие расстройства психики, разрушение всех органов и систем человеческого организма, преждевременная смерть — вот последствия для здоровья в том и в другом случаях.

    Любопытство и подражание, а иногда к употреблению наркотиков приучают и принуждают более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Нередко существует расхожее представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание.

   Облик человека, постоянно принимающего наркотическое зелье, далек от привлекательности: гнилые зубы, преждевременное облысение, желтушно-серая кожа, лицо с ранними морщинами — типичный портрет наркомана. Прием наркотика обязательно приводит к изменению психики человека, что проявляется в грубости, равнодушии к окружающим, жестокости, трудности в общении. Поведение наркомана настолько зависит от этого ощущения сиюминутного удовольствия, что заставить его осмыслить грозящую опасность невозможно.

    Через определенное время наступает такой момент, когда наркотики нужны ему вовсе не для веселого настроения, а для поддержания относительно нормального самочувствия. Жизнь без них становится невозможной. Очень часто молодые люди сами готовят одурманивающие и наркотические вещества (кустарным способом) и вводят их всем членам «семьи» — так они называют свои группы. Нравы такой семьи бесчеловечны и жестоки!

    Тот из скатившихся вниз, кто воровать не может, становится подопытным «кроликом», на нем испытывают неизвестный препарат, не зная, каким будет его действие. Он принимает первым — либо погибает, либо выживает. Это страшно, но все же даром. Ведь несчастные больные люди, привыкшие к наркотикам, готовы отдать любые деньги за одну дозу. Мучительная зависимость от наркотика толкает человека на все — обман, воровство и даже убийство, лишь бы добыть наркотик.

Не дай сделать из себя раба.

НЕТ – твой твёрдый ответ.

Тематическая неделя позитива «Гармония души – основа настроения», которая проводилась с 31.10 по 05.11 в нашей школе, стала яркой и незабываемой. Целью всех мероприятий являлось формирование позитивного настроения, душевного равновесия учащихся, укрепления их здоровья.

С целью просвещения была организована выставка литературы. Мы за жизнь в ответе, в которой отображена полезная информация.

В рамках недели ребята приняли участие в таких мероприятиях: весёлая викторина «Хорошее настроение в подарок», конкурс рисунков «Мы творили красоту вместе», игровая программа «На позитиве» в филиале по КДД аг. Олекшицы, интерактивная площадка «Соблазн велик, но жизнь дороже». Итогом каждого мероприятия было то, что ребята смогли лучше узнать друг друга, познать жизненные ценности других и поделиться своими. Узнали, что в жизни много ярких красок, каждая из которых несёт в себе ценностный смысл.

Закончилась неделя творческой мастерской-презентацией «Вспышки прекрасного». В ходе мероприятия ребята высказывали свои позитивные, оптимистичные пожелания доброты, улыбок, счастья, тепла, а так же составили жизненное кредо.

  

  

  

  

 

                                                 

           УТВЕРЖДАЮ

                                                              Директор

                                                                                                    __________ В. Е. Поддубицкая

                                                                                                    « _____» ____________2022г.

 

 

ПЛАН

Недели позитива «Гармония души – основа настроения»

( 31.10.2022-05.11.2022)

 

Название мероприятия

Дата проведения

Время проведения

Участ-ники

Ответственные

1

1. Открытие  Недели позитива «Гармония души – основа настроения»

 

2. Выставка литературы «Мы за жизнь в ответе»

 

 

3. Работа консультационного пункта педагога социального «Чёрная полоса… Вызывали?»

31.10

 

 

 

31.10

 

 

 

31.10

02.11

 

9.00-9.10

 

 

 

На протяжении недели

 

12.15-13.15

16.00-17.00

 

1-11 кл.

 

 

 

1-11 кл.

 

 

 

1-11 кл., родители, педагоги

Калюта Н. П.,

Садовничая Л.И.

 

 

Комяк Е.Г.

 

 

 

Садовничая Л.И.

 

2

1. Весёлая викторина «Хорошее настроение в подарок»

01.11

10.00-10.45

 

1-4 кл.

 

Садовничая Л.И.

3

1. Игровая программа «На позитиве» в филиале по культурно-досуговой деятельности аг. Олекшицы

02.11

15.00-16.00

1-4 кл.

 

Калюта Н. П.,

Садовничая Л.И.

 

 

4

1. Конкурс рисунков «Мы творим красоту вместе»

03.11

11.00-11.45

 

1-4 кл.

Садовничая Л.И.

5

1. Творческая гостиная «На одной волне с природой»

 

2. Интерактивная площадка «Соблазн велик, но жизнь дороже»

04.11

 

 

04.11

 10.00-10.45

 

 

15.00-15.45

1-4 кл.

 

 

5-11 кл.

Калюта Н. П.

 

 

Садовничая Л.И.

  

6

1. Творческая мастерская-презентация «Вспышки прекрасного»

 

2. Волонтёрский десант «Милосердие не знает выходных»

05.11

 

 

 

05.11

 

11.00

 

 

 

11.00

1-4 кл.

 

 

 

5-11 кл.

Калюта Н.П.

 

 

 

Садовничая Л.И.

 

 

Ответственные:                                                                  Н. П. Калюта

                                                                              Л.И. Садовничая

 

 

 

АУТАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ!

Как его остановить?

      Для того, чтобы знать, какие умения стоит развивать у детей для профилактики аутагрессивного поведения, стоит знать причины и мотивы аутагрессии. На данный момент таких причин несколько:

  • Семейное неблагополучие, связанное с психическими проблемами, к ним относится жесткое обращение с детьми, стрессы и конфликты в семье, воспитательная некомпетентность. Стоит отметить, что в каждой семье случаются такие ситуации. Для того чтобы у ребёнка проявлялось аутагрессивное поведение, данные ситуации должны иметь систематический характер. Рекомендуется семейные конфликты не замалчивать, а решать конструктивным путём (и желательно, чтобы конфликт решали все участники, без привлечения посторонних лиц, которые не участвовали в нём. Можно привлекать специалиста). Также не стоит кому-либо из родителей жаловаться своему ребёнку на супруга;
  • Неудачные социальные взаимоотношения. К ним относится ссоры с друзьями, неразделённая любовь, расставание с любимым человеком. В данной ситуации ребёнка стоит поддержать, однако ни в коем случае не обесценивайте его проблему (у всех было и прошло, и у тебя пройдёт; найдёшь другую (другого); поплачешь и перестанешь – ТАК ДЕЛАТЬ МОЖНО );
  • Смерть или тяжёлая болезнь близкого человека;
  • Школьные проблемы межличностного взаимодействия и учёбы. К ним относятся буллинг, моббинг, конфликты с преподавателем, бестактное поведение педагогов. Опять-таки, чтобы проявилось аутагрессивное поведение – должен быть систематический подход. НО даже единичный вводит ребёнка в стресс и причиняет дискомфорт;
  • Сетевые ролевые игры и группы, условием которых является саморазрушающее поведение. Зачастую ребёнок не хочет этого делать, но боится нарушить правила игры, поскольку ему поступают угрозы, что с ним или близким ребёнка что-то случится. В первую очередь родителям стоит информировать своих детей, если в социальных сетях им будут предлагать различные игры, даже безобидного характера, то пускай они сообщают об этом родителям. Тут главное родителям не совершить ошибку – не ругать собственного ребёнка за то, чего он не делал. Если Ваш ребёнок сообщил, что ему в интернете предлагают играть в игру, где нужно выполнять различные задания, то попросите ребёнка показать эту игру, разберитесь, может ли она потенциально принести ему вред. Если игра не несёт вреда, разрешите ему играть в неё, но только при условии, что ребёнок будет Вам всё сообщать (родитель при возможности пусть интересуется этой игрой у ребёнка, посмотрит в интернете, обратить к педагогу-психологу). Если игра может навредить Вашему ребёнку, объясните ему, что Вы будете переживать, волноваться, вам будет страшно за него. Что Вам не нравится эта игра. Ни в коем случае не кричите на ребёнка, не угрожайте ему -  ТАК ДЕЛАТЬ МОЖНО;
  • Романтизация самоубийства в СМИ, художественных произведениях, кинофильмах, музыкальных клипах. Это больше относится к подросткам (5-9 класс). Им свойственно обращать внимание на такие экзистенциальные вопросы как смерть, любовь, дружба, жизнь. И зачастую данную информацию они берут с деятелей искусства. Это и песни, где упоминается смерть (суицид), и фильмы, где главный герой жертвует собой.

     Если Ваш ребёнок заговорил про смерть, помните – ЭТО НОРМАЛЬНО. Это не значит, что он хочет умереть или совершить убийство. Это банальный интерес. И будет хорошо, если Вы сами ему про это расскажете. И желательно, чтобы это были обычные слова. Пусть лучше ребёнок узнает от Вас, что такое смерть.

     Мотивы суицидального поведения чаще всего встречаются у детей старшего звена: 8-11 класс. К таким мотивам относятся:

  • Демонстрация/манипуляция. Ребёнок руководствуется данным мотивом, когда хочет «наказать обидчика», которым, кстати, могут оказаться родители, педагоги, друзья, одноклассники. Иногда дети совершают суицидальную попытку, когда чувствуют утрату родительской любви (при появлении младшего ребёнка в семье, при частых конфликтах в семье, при разводе). Опасность заключается в том, что ребёнок хочет напугать, а не совершать настоящий суицид. Однако бывают случаи, когда попытка «запугивания» конвертируется в смертельный исход;
  • Мотив безысходности, тупика. Данный мотив проявляется при недостаточном социальном опыте и при отсутствии качественных социальных связей. Ребёнок не может решить какую-то ситуацию, которая воспринимается как тупиковая, и оставаться в такой ситуации больше не может, а изменить её у ребёнка нет сил. И обратиться за помощью такому ребёнку не к кому (либо ему уже отказали все возможные инстанции).
  • Мотив следования групповым нормам. Время от времени в СМИ появляются данные о самоубийствах подростков, попавших под влияние деструктивных групп или увлекающихся компьютерными играми с предсказанием даты ухода из жизни. Возможно, для таких подростков крайняя степень зависимости от групповых норм сочеталась с желанием испытать яркие и острые, пусть даже сугубо отрицательные, ощущения.

     Следует знать, что зачастую антисуицидальные факторы «побеждают» над факторами суицида. 99% подростков не совершают суицид. А из одного процента, которые намекали на совершение суицида – 95% его не совершают. Потому что наличие антисуицидальных факторов – это уже практически победа. Родители в первую очередь должны обращать внимание на них. К таким фактором относятся:

  • Наличие чувства долга, обязанностей, поручений, обещаний. Если у ребёнка присутствует чувство ответственности;
  • Боязнь причинить себе физическое страдание, ущерб, концентрация внимания на собственном здоровье; большинству детей противно представление о боли, которую они могли бы получить от попытки суицида;
  • Греховность суицида. Некоторые дети знают, что людей, которые совершили аутагрессивное поведение, осуждают представители религии. В христианской культуре покойников не отпевают священнослужители, хоронят за кладбищем;
  • Высокая степень эстетичности (нежелание выглядеть некрасивым, в том числе после смерти). Дети, особенно подростки, уделяют много внимания своей внешности, тем самым удовлетворяя потребность в признании. Школьникам важно, чтобы их считали красивыми;
  • Представления о широких жизненных возможностях, высокий уровень целеполагания и проектирования будущего. Часть детей хотят добиться в собственной жизни определённых успехов. Наличие таких глобальных целей (главное, чтобы они были адекватные) сводит шанс аутагрессивного поведения к минимуму;
  • Наличие творческих планов. Люди, которые хотят посвятить себя искусству (в детском возрасте), не склоны к попыткам суицида.

      Наличие суицидальных факторов даёт 99% гарантии того, что ребёнок не будет совершать аутагрессивные действия, а при наличии трудной жизненной ситуации обратится за помощью к родителям, специалистам.

Проблемы суицида среди подростков и пути их решения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала данные, согласно которым самоубийство является тринадцатой по счету причиной смертности на земном шаре.

Суицид - исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальная опасность в молодежной среде. 

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

  • Взрослым о детских суицидах
  • Педагоги обязаны знать признаки суицидального поведения
  • Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
  • Причины и мотивы суицида у подростков
  • Основные мотивы суицидального поведения у подростков
  • Группы риска наиболее подвержены суициду
  • В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности
  • Как заметить надвигающийся суицид. Признаками эмоциональных нарушений являются:
  • Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:
  • Роль педагога в работе с суицидальными детьми
  • Рекомендации для педагогов и психологов
  • Рекомендации родителям
  • Основные компоненты системы работы школы с детьми суициидального поведения
  • Глоссарий

Интернет-ресурсы: