Рекомендации родителям по взаимодействию с подростками:
- С подростком важно поддерживать доверительные отношения. Принимайте вашего ребёнка таким, каким он является.
- Будьте терпеливы и терпимы, общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, сотрудничайте.
- Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.
- Делайте так, чтобы подросток чувствовал себя полноправным членом семьи, мнение которого учитывается и принимается.
- Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты (ПОМНИТЕ, что ваш ребёнок не обязан вам сообщать обо всех секретах – если он вам не хочет рассказывать их, примите это и не заставляйте). Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами (а лучше вообще давать совет только в том случае, если сам ребёнок в этом нуждается), умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.
- Пересмотрите и обсудите с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше. Создайте свод правил и санкций для подростка (совместно с ним) и запишите (желательно рукой самого ребёнка и в письменном варианте).
- Проявите интерес, проявите уважение к увлечениям вашего ребёнка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя.
- Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.
- Планируйте и проводите совместный досуг (учитывая мнение ребёнка). Будьте готовы к отказам (не критикуйте его за это).
- С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с ребёнком о его друзьях.
- Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.
- Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.
- Научите подростка брать на себя ответственность за поступки (как негативного, так и положительного плана).
- Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей (ПОМНИТЕ, в связи с темпераментными и характерологическими особенностями не каждый подросток может составлять планы).
- Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.
- Уважайте личное пространство подростка (обговорите, необходимо ли стучаться, когда входишь в комнату к нему), не заглядывайте в его личный дневник, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.
- Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.
- Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.
- Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.
ПОМНИТЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ БУДЕТЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ, ПРИНИМАТЬ, ОБЩАТЬСЯ, СОТРУДНИЧАТЬ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЕТ КТО-ТО ДРУГОЙ, И КТО ЗНАЕТ, ВОЗМОЖНО, ЭТО ОКАЖЕТСЯ «ПЛОХАЯ КОМПАНИЯ». ОЧЕНЬ МНОГОЕ НАХОДИТСЯ В ВАШИХ РУКАХ. ЛЮБИТЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Диагностика и профилактика насилия в школе
На территории школы возможны такие ситуации, когда ученики подвергаются со стороны других учеников или педагогов школы негативному воздействию, которое доставляет ребёнку дискомфорт.
Такой дискомфорт возможен в двух случаях: «здоровый» дискомфорт – проявляется тогда, когда ребёнок сам является причиной дискомфорта – получил плохую оценку, случайно разбил вазу.
Однако существуют такие ситуации, которые неподвластны самому ребёнку (зачастую), и ему начинают причинять дискомфорт другие люди, проявляя по отношению к нему агрессивное поведение.
Агрессивное поведение – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам поведения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
В школьной среде существуют три формы насилия.
Буллинг – это насилие со стороны одного человека по отношению к другому человеку.
Моббинг – это насилие со стороны группы людей (3 и более человека).
Кибербуллинг – насилие в просторах интернета.
В последнее время преобладает новая форма школьной травли – секстинг – это пересылка через интернет или Bluetooth-гарнитуры фотографий, содержащих интимный контекст.
Отличительные признаки насилия у детей:
- различия в формах проявления у представителей мужского и женского пола;
- особенности проявления насилия у мальчиков связаны с мальчишеской нормативной культурой (воспитание мальчиков как самцов, добытчиков);
- насилие у представителей мужского пола прежде всего связано с борьбой за власть;
- насилие со стороны девочек более персонализировано, психологически направлено и гораздо более эмоционально;
- девочкам в силу гендерных особенностей труднее справляться с проблемой насилия.
В системе насилия выделено 4 типа субъектов.
Первый тип – «зачинщик» (активные, общительные дети; лидеры; агрессивные дети; дети, которые стремятся привлечь к себе внимание; дети с чувством собственного превосходства над другими; эгоцентристы (я важнее всех на свете); дети-максималисты).
Второй тип – «жертва» (с необычной внешностью, страдающий энурезом, тихий и слабый, не умеющий постоять за себя, неопрятно одетый, часто пропускающий занятия, неуспешный в учёбе, слишком опекаемый родителями, не умеющий общаться).
Третий тип – «преследователь» («зачинщика») – подвержен стадному чувству, стремится заслужить расположение лидера, принимает участие в травле от скуки, ради забавы, травит изгоя из страха самому оказаться на месте жертвы, самоутверждается.
Четвёртый тип – «сторонние наблюдатели» (люди, которые не предпринимают никаких действий при совершении насилия, зачастую к ним относятся и учителя).
Механизм травли состоит в следующем: «зачинщик» совершает насилие над «жертвой», к нему присоединяются другие люди, а остальные на это смотрят и ничего не предпринимают.
Основной вид насилия – это моральное насилие, реже – физическое насилие.
Виды морального насилия: угрозы физической расправой, шантаж, ругань (в том числе и оскорбления).
Причины оскорбления:
- агрессия;
- желание привлечь внимание;
- игра;
- провокация;
- шутка;
- самоутверждение;
- месть.
К сожалению, травля существовала всегда. И полностью искоренить её невозможно. Однако часть людей считают, что таким образом проверяется «психологическая готовность» человека. Если ребёнок выдержал такого рода «испытания», то в будущем ему будет хорошо, если не выдержал – значит, «слабак». Такова логика людей, которые сами используют моральное насилие, или же использовали его ранее.
Школьную травлю ни в коем случае нельзя поощрять. Зачастую сам ребёнок может её прекратить (к сожалению, не каждый ребёнок готов обратиться за помощью к взрослому и не каждый ребёнок может помочь со школьной травлей).
Ребёнок может самостоятельно помочь себе в борьбе против агрессора:
- никак не реагировать (не обращать внимания). Сделать это довольно сложно, но иногда это очень эффективно. Например, ребёнка называют плохими словами, а он на это просто не реагирует, пока к нему не обратятся по имени;
- добавить в «чёрный список» - у современного подростка есть наушники, в которых он слушает любимую музыку (такой способ не решит проблему, но по крайней мере даст ребёнку не слышать оскорбления в свой адрес);
- согласиться с оскорблением. Не каждый ребёнок способен на оскорбление в свой адрес отвечать «хорошо, я такой, дальше что?» и таким образом отвечать на любое оскорбление;
- отреагировать нестандартно. Ребёнок, который оскорбляет, всегда ждёт реакцию (злость, обиду, оскорбления в ответ). К примеру, если ребёнка обзывают, он может показывать радостное удивление и восклицать «ух ты». Можно посмеяться вместе со всеми. Нужна любая нестандартная реакция, которая не будет доставлять удовольствие агрессору;
- объясниться. Ребёнок, которого обидели, может спокойно объяснить, что ему не нравится такое обращение, что он не будет общаться и дружить с этим человеком. Спросить, почему он хочет его обидеть;
- не поддаваться на провокацию. Если ребёнка оскорбляют, а он пытается ответить (ударить, показать свою злость), таким поведением он доставляет удовольствие обидчику. Можно сказать таким людям: «Ребята, я устал, дайте мне, пожалуйста, отдохнуть»;
- не позволять собой манипулировать. Дети часто берут «на слабо» своих товарищей, и если те отказываются выполнять обещанное, их называют «трусом», «хлюпиком». Не позволяйте, чтобы вашим ребёнком манипулировали, он не должен делать то, что ему не хочется или не нравится.
Если детям, которые подверглись агрессии, не оказать своевременную помощь, они могут проявлять признаки дивергентного поведения: ложь, хвастовство, воровство.
Если Ваш ребёнок сообщил Вам, что его в школе оскорбляют на постоянной основе, то в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ возьмите себя в руки и не бегите разбираться в школу, показывая всем, как Вы умеете громко кричать, ругаться, неадекватно себя вести. Ваша задача состоит не в том, чтобы наказать обидчика, а в том, чтобы защитить Вашего ребёнка и научить его постоять за себя. А для этого нужно Ваше спокойствие. Отнеситесь к ребёнку серьёзно (НИ В КОЁМ СЛУЧАЕ НЕ ГОВОРИТЕ РЕБЁНКУ, ЧТО ОН САМ ВИНОВАТ). Выясните, что ребёнок чувствует, как он к этому относится. Примите его эмоции. Скажите ему такие фразы: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал». «Я тебе верю». «Я буду тебе помогать». Отвечайте на вопросы ребёнка и постарайтесь ему помочь преодолеть тревогу. Продумайте и обсудите стратегию помощи по обеспечению безопасности ребёнка.
Научите своего ребёнка вести себя в школе так, чтобы его никто не обижал. Предупреждён – значит, вооружён. Дети, которых родители учили правилам взаимодействия в школе, в 85% случаев не подвергались буллингу.
Вот перечень рекомендаций, чему следует учить детей:
- будь доброжелателен со всем коллективом;
- общайся с коллективом ровно и формально вежливо;
- найди золотую середину между тем, чтобы не выделяться из коллектива и сохранять своё лицо;
- никогда не унижай своих одноклассников, других учеников школы;
- не сплетничай;
- не реагируй злостью на обидные слова;
- не давай себя в обиду;
- не игнорируй школьные мероприятия;
- не огрызайся с учителями;
- приглашай одноклассников в гости;
- не ябедничай;
- не пытайся выделиться среди других, если нет на то каких-либо значимых причин;
- не хвастайся;
- научись уважать мнение своих одноклассников, оно может не совпадать с твоим;
- не подлизывайся к учителям;
- не дави на жалость, если у тебя имеются какие-либо проблемы;
- высказывай своё эмоциональное состояние конструктивным путём;
- используй свой талант на благо класса, школы, чтобы твои одноклассники гордились тобой, а не завидовали;
- не демонстрируй свою физическую силу без надобности;
- помогай другим.
Эмоциональный интеллект – что это такое и с чем его едят!
Эмоциональный интеллект – понятие новое, современное. Многие родители знают, что такое интеллект – коэффициент умственных способностей (умные люди). А вот что такое эмоциональный интеллект – родителям неизвестно.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать собственные эмоции, уметь ими управлять, а также понимать эмоции других людей, уметь ими управлять, и контролировать силу возбуждения эмоций.
Понимать собственного ребёнка для родителей чрезвычайно важно. К сожалению, взрослым зачастую не хватает времени на то, чтобы эмоционально общаться со своими детьми. Даже если происходит общение, оно не отличается особым качеством. Стандартное общение мамы (а отцы зачастую вообще не общаются эмоционально с детьми) начинается со слов «Привет. Как дела?» и заканчивается фразой «нормально» или «всё хорошо». Эмоциональная жизнь в семьях скудна и однообразна. А если случается какой-либо поток чрезмерных эмоций, то взрослые причисляют это к нервным срывам или неуравновешенности ребёнка.
Качественное эмоциональное общение в семье влияет на то, что дети, родители которых использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У таких детей лучше складываются отношения с друзьями, у них наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию. Такие дети обладают лучшим эмоциональным здоровьем и испытывают меньше негативных чувств.
Самым важным транслятором эмоций в жизни ребёнка является родитель, и одна из самых важных обязанностей родителя – слУшать собственного ребёнка, причём не только слЫшать его, но и различать то чувство, которое он несёт за своим словом. Разговор об эмоциях способствует приобщению к семейным ценностям. Для того чтобы это произошло, родители должны уважать детские чувства, сопереживать им – чувствовать то, что ощущает ребёнок. Родителям не стоит говорить своим детям, что те должны чувствовать, потому что это учит их не доверять собственным чувствам. Детские эмоции не исчезнут после слов «ты не должен чувствовать» или объяснений, что испытываемая эмоция безосновательна (когда ребёнок говорит, что видел «монстра» в шкафу). ЛЮБЫЕ ЧУВСТВА И ЖЕЛАНИЯ РЕБЁНКА ПРИЕМЛЕМЫ, неприемлемой может быть только форма их подачи, поэтому родителям необходимо установить ограничения на поведение, а не на эмоции или желания.
Эмоциональный интеллект в общении с детьми служит качественной опорой для формирования здоровой полноценной жизни.
Процесс эмоционального общения состоит из 5 этапов (пожалуйста, не ждите, что у Вас всё получится с первого раза, данный процесс сложный и трудоёмкий).
Для начала вы понимаете, какую эмоцию испытывает ребёнок (допустим, ребёнок утром не хочет идти в школу, он испытывает печаль).
Данная эмоция может послужить возможностью для обучения и воспитания (вы сможете модернизировать форму эмоции и её последствия).
Затем вы сочувственно выслушиваете вашего ребёнка и признаете, что такая эмоция существует и её следует признавать (сообщить вашему ребёнку, что вы понимаете его эмоцию).
Помогаете ребёнку найти слова, описывающие эмоцию, которую он испытывает.
Вместе с ребёнком изучаете стратегию решения проблемы, устанавливая её границы.
Пример.
Ребёнок не хочет спать.
Мама: Олег, надевай пижаму. Тебе пора идти спать.
Олег: Нет! Я не хочу идти спать.
Мама: Не хочешь идти? Почему?
Олег: Потому что хочу остаться с тобой.
Мама: Хочешь остаться?
Олег: Да, я хочу остаться тут.
Мама: Кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда мне тоже не хочется идти спать, и я бы с удовольствием посмотрела с тобой мультики. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду на работу свежей и бодрой, и я не могу нарушить обещание.
Олег (начинает плакать): Почему не можешь? Это не честно! Я не хочу идти!
Мама: Иди сюда, Олег (обнимает его), прости, дорогой, но мы не можем долго сидеть. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?
Олег: Да.
Мама: И тебе грустно?
Олег: Да.
Мама: Мне тоже грустно (позволяет некоторое время поплакать). Я знаю, что мы будем делать. Давай будем думать о дне, когда нам никуда не надо утром идти, мне на работу, а тебе в школу. Мы сможем провести целый день дома. Можешь придумать что-то, что мы бы делали?
Олег: Готовить пиццу и смотреть сериалы?
Мама: Да, это было бы здорово. Но сейчас настало время идти спать, хорошо?
Олег: Хорошо.
В данном диалоге родитель задавал много уточняющих вопросов, при этом говорил и о своих эмоциях, тем самым показывая ребёнку, что нет запрета на выражение каких-либо эмоций. Практиковаться с ребёнком в эмоциональном общении желательно с самого рождения, и если вы будете воспитывать вашего ребёнка с помощью эмоционального интеллекта – шанс того, что Ваш ребёнок будет эмоционально здоров – довольно-таки высокий.
Мы в соцсетях: